Главная

Странный мир Псалтири

Странный мир Псалтири

 
Виталий Загребельный

2023

Текст в файле PDF

Пишите замечания и комментарии


Оглавление

Введение

Сборник псалмов «Псалтирь» является одной из книг Ветхого завета. Еврейское название этой книги – «Тегилим» («Хваления»), греческое и русское названия происходят от музыкального инструмента «псалтерий» (разновидность арфы), игра на котором, согласно преданию, сопровождала чтение псалмов. Несмотря на название «Хваления», не все из 150 псалмов являются хвалебными. Хроме восхвалений Бога псалмы содержат просьбы и молитвы, жалобы и воззвания, поучения, пророчества и даже проклятия.

В христианстве Псалтирь занимает важное место как в богослужении, так и в индивидуальном чтении. Считается, что среди христиан Псалтырь является второй по важности и популярности книгой после Евангелий. В Православной церкви многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями и прочитываются ежедневно. В некоторых монастырях поддерживается традиция непрерывного чтения Псалтири – так называемая Неусыпаемая Псалтирь. Популярность Псалтири в индивидуальном пользовании объясняется верой в действенность содержащихся в ней молитв и тем, что ее чтение способствует более глубокому пониманию религиозных истин.

Впервые Псалтирь была переведена с древнееврейского на древнегреческий язык в составе «Септуагинты» («Перевод семидесяти толковников, «LXX») в III-I веках до н.э. На церковнославянский язык, согласно летописям, Псалтирь была переведена с древнегреческого текста Кириллом и Мефодием в IX веке. На Руси Псалтирью пользовались, в том числе, для обучения грамоте. На современный русский язык Псалтирь была переведена в XIX веке в составе всей Библии (Синодальный перевод). Известен также русский перевод Псалтири П. Юнгерова (1915 г.) с древнегреческого текста близкого к тексту Септуагинты. Канонический латинский текст Псалтири входит в «Вульгату» – латинский перевод Библии, выполненный в V веке св. Иероним Стридонским. Некоторые русские церковные деятели считали латинский перевод Библии достаточно авторитетным и даже использовали его для проверки и редактирования церковнославянского текста Библии. К Псалтири и к отдельным псалмам за последние 2 тыс. лет написано множество комментариев различными авторами, в том числе иудеями и христианами.[1]

1. Желающим познакомиться с комментариями к Псалтири или к отдельным псалмам рекомендуем начать с «Толковой Псалтири» византийского богослова Евфимия Зигабена.

Проблема

Автором значительной части псалмов, входящих в Псалтирь, считается легендарный царь Давид, который жил и правил в XI-IX веках до н.э. Однако некоторые исследователи полагают, что царь Давид – мифическая фигура, и споры о его реальном существовании ведутся по сей день.

Если говорить о Давиде, то его жизнь подробно описана в 1-3 «Книгах Царств» Ветхого Завета. Поначалу он – молодой пастух (все, наверно, помнят статую Давида работы Микеланджело), потом друг сына царя Саула и потом – объект преследования Саула. После смерти Саула Давид становится царем Иудеи и одерживает множество побед над соседними царствами. Уже будучи царем, Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, за что претерпевает Божьи кары: смерть младшего сына, изнасилование дочери старшим сыном Амноном, смерть старшего сына от руки брата Авессалома, предательство и смерть Авессалома.

Однако, если внимательно прочитать тексты всех псалмов, то можно найти крайне мало фактов, сюжетов или реалий, соответствующих жизни Давида. По псалмам нельзя однозначно определить, каково занятие автора псалмов, кто он: царь или придворный, скотовод, земледелец или охотник – в разных псалмах его занятие разное. Часто он называет себя пришельцем, проходящим какой-то путь. Конечная цель его пути не сообщается. Из текста псалмов трудно определить уровень развития культуры или хозяйства того общества, в котором он живет.

Во все времена заботы простых людей одинаковы: здоровье, пропитание, наличие потомства, урожай, удача, отсутствие грабежей, войн, стихийных бедствий и т.д. Но в Псалтири главная забота одна – избежание смерти от грешника. Основные просьбы, обращенные к Господу, это: «спаси меня» и «избавь меня из окружения врагов»[2]. Складывается впечатление, что автор псалмов живет не среди родственников, друзей или односельчан, а среди одних лишь врагов. Враги постоянно рядом и встречаются на каждом пути. Враги хотят подстрелить из лука, прячутся в засадах, ставят сети, роют ямы, и, даже, хотят съесть.

2. Отсутствие в Псалтири упоминаний о бытовых проблемах и молитв о помощи в бытовых делах привело к тому, что в иудаизме XI века появилась книга «Использование псалмов в магических целях» («Шимушей тегилим»), в которой указано, какой из псалмов надо читать, например: от бесплодия, от плача младенца, от воров, от пожара, от зубной боли, от укуса змеи, перед дорогой, перед войной, и т.д. Аналогичная практика использования псалмов в форме разного рода «отчиток» существует и в христианстве.

Таким образом, проблема понимания Псалтири как части Библии заключается в том, что картина жизни, описанная в псалмах, плохо соответствуют реалиям жизни царя Давида, и даже заботам и реалиям обычной человеческой жизни тех времен, когда эти псалмы якобы были написаны.

Цитаты из Псалтири

В этой главе приведены отрывки из псалмов, относящиеся к теме статьи. Отрывки содержат описания эпизодов жизни, описания главных забот автора псалмов и просьбы, с которыми он обращается к Господу. Здесь правильно было бы цитировать Псалтирь на церковнославянском языке, но тогда у большинства читателей возникнут затруднения с пониманием текста. Поэтому отрывки из псалмов приведены в русском переводе П. Юнгерова с некоторыми изменениями. Еще одной проблемой, затрудняющей понимание Псалтири, является то, что в ее церковнославянском и русском текстах присутствуют слова, которые распространены в современном русском языке и их смысл кажется очевидным, но в Псалтири они имеют смысл, отличающийся от современного. Такие слова в лингвистике называются «паронимами» или «ложными друзьями переводчика». К числу паронимов Псалтири можно отнести слова: «правда», «душа», «суд», «грешник», «лукавый», «свидетель», «лесть», «блаженство» и др. Смысл слов-паронимов будет поясняться по ходу изложения. Цитаты из псалмов приводятся без кавычек.

Псалом 3

Господи, как умножились стужающие меня! Многие восстают на меня. Многие говорят душе[3] моей: «Нет ему спасения в Боге его». … Господь заступится за меня. Не побоюсь тысяч людей со всех сторон нападающих на меня…

3. Душа – здесь это человеческий организм или животное начало человеческого организма. Весь человек представляет собой совокупность души и сознательного Я, от имени которого ведется повествование. Не следует понимать «душу» как некую «духовную» сущность, способную отделяться от тела, переселяться и т.д., как раз наоборот: душа в Псалтири – это тело, телесный носитель. В латинском тексте Псалтири душа обозначается словом anima, «многие говорят душе моей» = «multi dicunt animae meae». В Псалтири убийство души соответствует убийству человеческого организма.

Псалом 5

…Господи, наставь меня Твоей справедливостью[4]! Из-за врагов моих исправь путь мой пред Тобою. Ибо нет в их устах истины. Сердце их суетно, их глотка – разверзнутая могила, языками своими приказывают[5] мне…

4. В церковнославянском тексте: «Господи, настави мя правдою Твоею». В церковнославянском и русском текстах Библии, слово «правда» имеет значение «справедливость», в латинской Библии на месте этого слова используется слово justitia. В современном же русском языке слово «правда» означает «соответствие действительности». На латинском языке «Господи, настави мя правдою Твоею» = «Domine deduc me in justitia tua».

5. В церковнославянском тексте: «языки своими льщаху» («языками своими льстят»). «Лесть» – слово, смысл которого трудно восстановить. Современный читатель обычно представляет, что «лесть» – это «сладкая ложь», как например в басне о вороне и лисе: «какие перышки, какой носочек…». Однако анализ текста Псалтири показывает, что здесь слово «лесть» чаще означает приказание, команду, которую невозможно не выполнить. «Льстить» – значит «приказывать, повелевать».

Псалом 6

…Утрудился я от воздыханий моих. Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою. Помутились от ярости глаза мои. Ослабел пред всеми врагами моими. – Отойдите от меня все делающие беззаконие, ибо услышал Господь плач мой! Услышал Господь мою молитвы. Господь принял мою молитву. Да ужаснутся[6] и обессилят враги мои! Да вернутся в ужасе скоро.

6. В церковнославянском тексте: «Да постыдятся!». В наше время можно подумать, что эти слова означают: «Пусть им станет стыдно, пусть их мучают угрызения совести, они покраснеют от стыда» и т.п. Но если обратиться к происхождению слова «стыд», то можно заметить, что в его основе лежит слово «студ, холод». Как, например, в: Пс. 88: «облиял еси его студом», или Пс. 131: «враги его облеку студом». Очевидно, что имеется в виду тот холод, который подразумевается во фразе «похолодеть от ужаса». По этой причине в приводимых цитатах мы заменили «Да постыдятся!» на «Да ужаснутся!», и «Да постыдятся и посрамятся» на «Да ужаснутся и опозорятся!».

Псалом 7

Господи, Боже мой, на тебя надеюсь! Спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не похитит враг, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя. Господи, Боже мой, если сотворил я что-то, если привык творить несправедливость, если отплатил злом, пусть тогда упаду истощенным от врагов моих, пусть враг заберет мою душу, догонит и втопчет в землю мою жизнь, а славу мою превратит в пыль. … Вот он – загорелся несправедливостью, начал со злобы и сотворил беззаконие, вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал. Обратится злоба его на голову его, и на темя его несправедливость его сойдет…

Псалом 9

…Помилуй меня, Господи! Посмотри, на унижение мое от врагов моих! … Тонут народы в пагубе, которую сотворили, в сети, которую скрыли, увязла нога их. … Когда возвышается нечестивый[7] возгорается нищий, вязнут они в замыслах, которые обдумывают. Ибо хвалим грешник за похоти души своей, и обидчик одобряется. … [Грешник] над всеми врагами своими господствует. … Уста его полны проклятий, желчи и приказаний, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его следят за нищими. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логове своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, поймав его сетью своею…

7. Нечестивый – не чествующий бога, безбожник.

Псалом 10

…Грешники натянули лук, приготовили в колчане стрелы, чтобы стрелять во тьме в тех, кто справедлив в сердце своем…

Псалом 11

Спаси меня, Господи! Мало стало справедливых, мало стало истины в сынах человеческих. Суетное говорит каждый ближнему (доверчивому) своему. В сердце – уста, желающие приказывать, и от сердце говорят злое…

Псалом 13

…Разве не понимают все, творящие беззаконие, поедающие людей моих как хлеб?...

Псалом 16

…Сохрани меня, Господи, как зеницу oка, под покровом крыла твоего укрой меня от нечестивых окруживших меня. Враги мои душу мою одержали, они наполнились жиром, уста их говорят высокомерно. Гонители мои ныне окружили меня, глаза свои устремили, чтобы свалить на землю. Подстерегли меня, словно готовый наброситься лев, или словно подкрадывающийся львенок. Восстань, Господи, упреди их и воспрепятствуй им. … Господи, … сокровенными Твоими наполнилось чрево их, они напитали сынов, и оставили остатки своим младенцам…

Псалом 21

…Окружило меня множество тельцов, тучные быки обступили меня. Открывают на меня пасть свою, словно лев, хватающий и рычащий. Я растекся как вода, рассыпались все кости мои, сердце мое стало как тающий воск в чреве моем. Сила моя иссохла как черепок, язык прилип к гортани, и Ты свел меня до смертного праха. Ибо окружило меня множество псов, и сонм злодеев обступил меня, пронзили руки мои и ноги мои, пересчитали все мои кости, сами же смотрели презрительно на меня. Разделили ризы мои себе и об одежде моей метали жребий. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от меня! Услышь просьбу мою о защите! Избавь от оружия душу мою и от псов единственную мою. Спаси меня от пасти львов и от рогов единорогов мое смирение…

Псалом 26

…Когда стали приближаться ко мне злобствующие, чтобы съесть плоть мою, оскорбители мои и враги мои – они изнемогли и пали. Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое, если восстанет на меня брань – на Него я уповаю…

Псалом 30

…Помилуй меня, Господи, ибо скорблю! Помутились от ярости очи мои, душа моя и утроба моя. Ибо исчезает в тоске жизнь моя, годы мои в воздыханиях. Обессилел я, и кости мои подкосились. От всех врагов моих испытал поношение, в особенности от соседа моего и страшным стал для знакомых моих: видящие меня вон бежали от меня. Был забыт, будто умер в сердцах их, был как разбитый сосуд. Ибо слышал хулу от многих живущих рядом, когда все они вместе собирались, совещались исторгнуть мою душу…

Псалом 31

Блаженны[8] те, коим отпущены беззакония, и коих покрыты грехи. Блажен муж, которому Господь не вменит греха, и в устах которого нет приказаний. Я умолчал, и ослабели кости мои от вседневного призыва моего. Ибо день и ночь тяготела на мне рука Твоя, я сделался страдальцем, пока вонзен в меня терн. Беззаконие мое я сознал, и греха моего я не скрыл. Сказал: «исповедаюсь Господу в беззаконии моем», и Ты оставил нечестие сердца моего. … Многие раны грешному; уповающего же на Господа милость Его окружит…

8. Блаженный – тот, кто получает блага, и чей жизненный путь удачен. Слово «блаженный» не означает: «тот, кто испытывает блаженство».

Псалом 34

Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и выстави его против гонителей моих, скажи душе моей: «Я – спасение твое!». Да ужаснутся и опозорятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и ужаснутся замышляющие мне зло. … Восстали на меня неправедные свидетели, спрашивали меня о том, чего я и не знал. Воздали мне злом за добро и бесчадием – душе моей[9]. Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал, подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня бичующие, а я (и) не знал, разделились, но не смягчились. Искушали меня, дразнили меня, скрежетали на меня зубами своими. … Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня без причины и перемигивающиеся. Ибо мне говорили они мирное, но во гневе подчинить помышляли. Раскрыли на меня уста свои, говорили: «Вот оно благо! Вот оно благо! Перед глазами нашими![10]»…

9. Бесчадие – отсутствие детей, отсутствие потомства. «Душа» – животное тело, см. примечание выше.

10. Церковнославянское «Благо же, благо же!» («Вот оно благо!»). В Псалтири слово «благо» часто означает материальное добро. Для хищника благом является его добыча. В Пс. 4 в ответ на призыв отказаться от греха – «многие говорят: Кто [же] даст нам благо?». Вероятно, слова «Вот оно благо!» следует понимать как слова грабителя или хищника, увидевшего потенциальную жертву. Ниже в Пс. 39. «Да ужаснутся говорящие (обо) мне: «Вот оно благо!».

Псалом 36

…Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, умертвить правых сердцем. … Грешник подсматривает за праведником и ищет, как бы умертвить его…

Псалом 37

…Сердце мое смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет у меня. Друзья мои и те, кому я доверял, против меня приблизились и встали[11]. И ближние мои вдали от меня встали. Ищущие душу мою лезли вперед, и ищущие мне зла говорили суетное, и любящий командовать весь день поучал меня. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа…

11. Встали – угрожающе встали.

Псалом 39

…Да убоятся и опозорятся все ищущие душу мою чтобы изъять ее, да возвратятся вспять и убоятся желающие мне зла. Да ужаснутся скоро говорящие (обо) мне: «Вот оно благо! Вот оно благо!»…

Псалом 40

…Враги мои сказали о мне злое: «Когда он умрет и погибнет имя его?» И если кто приходил видеть меня, сердце его говорило суетное, он собирал беззаконие в себе. А когда выходил он, то сговаривались вместе. Против меня шептались все враги мои, против меня замышляли зло. Слово законопреступное составили на меня: «Ужели лежащий снова восстанет?» Даже человек дружный со мною, на которого я надеялся, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту…

Псалом 41

…Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Ко мне самом душа моя смутилась[12], посему я буду воспоминать о Тебе с земли Иорданской и Ермона, от горы Малой…

12. «Ко мне самом душа моя смутилась» - животная душа в страхе прижалась к сознательному Я.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тебе одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда Ты будешь судить…

Псалом 51

Что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие во весь день, Несправедливость задумал язык твой: твои повеления – как изостренная бритва. Ты полюбил зло более, чем добро, говорить несправедливое более, чем справедливое. Ты полюбил всякие гибельные речи, язык повелительный…

Псалом 54

…Восскорбел я в печали моей и смутился от голоса врага и от притеснения грешника, ибо они возвели на меня беззаконие и во гневе враждовали со мною. Сердце мое затрепетало во мне, и боязнь смерти напала на меня, страх и трепет нашел на меня, и покрыла меня тьма. И я сказал: кто даст мне крылья, как у голубя, и полечу и успокоюсь? Вот, я убежал и водворился в пустыне. Ожидал я Бога, спасающего меня, от малодушия и от бури. Потопи их, Господи, и раздели языки их, ибо я видел беззаконие и распрю в городе. Днем и ночью ходят они кругом по стенам его, беззаконие и страдание посреди него и несправедливость. И не исчезают с площадей его лихва и приказания. Если бы враг поносил меня, я перетерпел бы это, и, если бы ненавидящий меня превозносился надо мною, я укрылся бы от него. Но ты – такой же человек, владыка мой и знакомый мой, ты, который вместе со мною наслаждался пищей, с которым мы ходили в дом Божий как единомышленники…

Псалом 55

Помилуй меня, Боже, ибо сокрушил меня человек, нападая всякий день, он угнетал меня. Унижают меня враги мои всякий день, ибо много враждующих со мною надменно…

Псалом 56

…Сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч…

Псалом 57

Если вы истинно справедливо говорите, то по справедливости и судите, сыны человеческие. Ибо в сердце беззаконие составляете на земле: неправду руки ваши сплетают. Удалились грешники с самого рождения, заблудились от чрева матери, говорили ложь. Ярость их подобна змеиной, как у аспида глухого и затыкающего уши свои, который не слушает голоса заклинателей, когда, подвергаясь заклинанию, заклинается заклинателем искусным…

Псалом 58

Избавь меня, Боже, от врагов моих и от восстающих на меня освободи меня. Избавь меня от совершающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня. Ибо вот, они уловили душу мою: напали на меня сильные, не за беззаконие мое и не за грех мой, Господи! Не совершая беззаконий, я жил и творил. Восстань на помощь мне и воззри! И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, прислушайся и посети все народы, да не помилуешь всех, совершающих беззаконие. К вечеру они возвратятся, голодные, как пес, и будут ходить вокруг города. Вот они будут отвечать устами своими, а в устах их меч. Думают они: «Кто слышит?»…

Псалом 61

…Доколе будете налегать на человека? Все вы убиваете его, подобно наклоненной стене и упавшей загороди. Даже честь мою замыслили низринуть, жадно спешили: устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали…

Псалом 63

Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. Укрой меня от скопища злобствующих, от собрания делающих неправду, Которые изострили, как меч, язык свой, натянули лук свой (совершить) худое дело: чтобы стрелять тайно в непорочного. Внезапно подстрелят его и не убоятся. Они дали себе слово злое: согласились скрытно поставить сеть, сказали: «Кто увидит их?». Изыскивали беззаконие, изнемогали, составляя изыскания. Подойдет (такой) человек, и сердце (у него) глубоко (сокрыто)…

Псалом 68

Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубокой тине и не на чем стать; вошел во глубины морские, и бурное волнение потопило меня. Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои, ожидая (помощи от) Бога моего. Ненавидящих меня без причины становится больше, чем волос на голове моей, укрепились враги мои, преследующие меня несправедливо: чего я не отнимал, то должен отдать…

Псалом 69

Боже! Поспеши на помощь мне, Господи! Не замедли помочь мне. Да ужаснутся и опозорятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и ужаснутся желающие мне зла! Скоро да возвратятся вспять в страхе говорящие (обо) мне: «Вот оно благо! Вот оно благо!»…

Псалом 70

…Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать крепость моя, не оставь меня! Ибо враги мои говорили мне и подстерегающие душу мою совещались вместе, Говоря: «Бог оставил его, преследуйте и возьмите его, ибо нет (у него) Избавителя»…

Псалом 101

…Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли. Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой. От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим. Я уподобился неясыти пустынной, стал, как ночной ворон на развалине. Не спал я, и был, как птица одинокая на кровле. Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие меня мною клялись. Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами от гнева Твоего и ярости Твоей. Ибо Ты, поднявши, низверг меня…

Псалом 108

Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста приказывающего открылись на меня, говорили на меня языком приказаний. И словами ненависти окружили меня, и вооружились на меня без вины (моей). Вместо того, чтобы любить меня, они ополчились на меня, когда я просил. И решили воздать мне злом за добро и ненавистью за любовь мою…

Псалом 139

Удали меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня. Помыслили они несправедливость в сердце, всякий день готовились к брани. Изощряли язык свой, как змеиный: яд аспидов в устах их. Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей несправедливых избавь меня, которые задумали запнуть стопы мои. Скрыли гордые сеть для меня и петли, раскинули сеть для ног моих. Поставили мне западни по дороге…

Мир раннего человека по реконструкции Поршнева

В середине XX века советский ученый Борис Федорович Поршнев опубликовал работу, посвященную возникновению разумного человека (неоантропа) из неразумных человекообразных обезьян (палеоантропа, неандертальца)[13]. Признаком разума он считал наличие речи и мышления. Поршнев пытался выяснить какова была цепочка причинно-следственных связей, которая привела к эволюции палеоантропа и возникновению у него речи. По его мнению, процесс состоял из следующих этапов.

13. Б.Ф. Поршнев «О начале человеческой истории». Монография издавалась в разных редакциях в 1974, 2006, 2007, 2013, 2017 гг. Статья с таким же названием есть в Википедии. Мы использовали работу Б.Ф. Поршнева издания 2006 г. под редакцией О. Вите.

В то историческое время, когда на земле было изобилие корма, неразумные палеоантропы по способу питания были растительноядными, трупоедами и падальщиками. Они поедали остатки добычи хищников и трупы других погибших животных. Для того, чтобы занимать эту экологическую нишу, палеоантропы должны были сосуществовать рядом с хищниками и не вызывать у них агрессии. Отсутствие агрессии со стороны хищников объяснялось тем, что палеоантропы не убивали живых существ. Запрет на убийство был у них врожденным. Каменные орудия, изготовленные палеоантропами, служили только для разделки туш мертвых животных, но не для охоты.

Формой коллективной жизни палеоантропов были «тасующиеся группы», которые в наше время можно встретить среди шимпанзе. Поршнев писал: «значительную часть года [они] кочуют небольшими группами по 3 – 6 особей, при изобилии же где-нибудь плодов они собираются вместе, особей по 25 и более, а затем снова расходятся маленькими группами, но … состав индивидов в каждой из них уже не тот, какой был до временного скопления. Иными словами, эти группы подобны нескольким тасуемым колодам карт. В них нет постоянного состава особей. … Система неограниченно тасующихся групп, прорвав и стадные, и популяционные перегородки, превращает троглодитид (пещерного человека – В.З.) в нечто новое: в вид, где особь, по натуре весьма мобильная, т.е. способная покрывать сравнительно быстро огромные дистанции и преодолевать водные, горные, пустынные, снежные препятствия, оказывается в принципе в контактах с неопределенно большим числом особей, поскольку включается на время в находимые ею скопления подобных себе, будь то в сезонные или долговременные, но затем вновь уходит с малыми группами, а то и вовсе порознь…»

У палеоантропов максимально развилось так называемое «имитативное поведение» – явление, природа которого до сих пор не объяснена[14]. На низшем уровне оно проявляется, например, у рыб или птиц, когда все особи стаи одновременно меняют направление движения или когда вся стая разом взлетает. У палеоантропов имитативное поведение способствовало, в частности, взаимному обучению изготовления каменных орудий. Но, главное, имитативный рефлекс, срабатывающий на бессмысленных (парадоксальных) реакциях, таких как зевание, почесывание и т.д., привел к развитию способности принудительно вызывать торможение у других особей с целью отвлечь внимание, запретить какое-то действие, или ввести их в оцепенение.

14. В последние десятилетия предпринимались попытки исследования так называемых зеркальных нейронов, управляющих имитативным поведением.

Подражая крикам животных, палеоантропы развили у себя способность издавать звуки, тормозящие их активность. Этим они стали пользоваться, в частности, для «гипнотизации» хищников, чтобы остановить их, отогнать или забрать часть добычи. Затем эта способность стала использоваться для того, чтобы отдавать приказы особям своего же вида – простые запреты: «нельзя!», «отдай» и т.д. Такие приказы действовали на физиологическом уровне и имели гипнотический характер – они оказывали тормозящее влияние на двигательные центры нервной системы. Это стало возможным благодаря возникновению в мозге дополнительных структур нейронов (лобные доли), которые и оказывали тормозящее влияние на другие участки мозга.

По своей способности отдавать приказы и подчиняться им общество гоминидов разделилось на две группы. Представители одной группы (неоантропы, человек разумный) обладали большей внушаемостью и неизбежно подчинялись приказам. Внешне они отличались от палеоантропов высоким лбом и менее волосатым кожным покровом. Другая группа включала палеоантропов, которые умели приказывать, но на них самих приказы не имели влияния. Таким образом палеоантропы стали обладать властью над неоантропами.

Ухудшение климата на земле привело к уменьшению кормовой базы. Неоантропы стали пищей для палеоантропов. Палеоантропы, сами продолжавшие сохранять инстинктивный запрет на убийство, научились заставлять неоантропов убивать себе подобных[15]. Длительное время палеоантропы и неоантропы существовали в рамках единых общин, но при этом значительная часть неоантропов мужского пола, умерщвлялась в пищу для палеоантропов. Тогда же появились войны. Войны велись только между неоантропами, и в них участвовали особи мужского пола. На войны с палеоантропами действовал запрет.

15. Можно предположить (Поршнев не писал об этом), что некоторые неоантропы смогли сопротивляться командам убивать себе подобных, и не «пошли на сотрудничество» с палеоантропами, но таких стало меньшинство, и, вероятно, это меньшинство было преследуемо.

Сложившиеся условия привели к бегству неоантропов от палеоантропов, и расселению неоантропов по всей планете. Дальнейший ход исторического развития развитие привел к постепенному вымиранию палеоантропов (неандертальцев). Однако, отдельные группы палеоантропов смогли просуществовать до последних веков. Поршнев, например, допускал, что палеоантропами были хищные дэвы зороастризма, требовавшие для себя постоянных жертв.

Мир Псалтири и мир раннего человека

Преследование грешниками праведников, их стремление убивать людей без всякой причины, возможный каннибализм, магическая власть слова и другие явления наводят на мысль о том, что описываемая в Псалтири жизнь соответствует жизни первых разумных людей в описании Поршнева. Еще раз рассмотрим упоминания этих явлений в Псалтири. Здесь потребуется более точное цитирование без использования синонимов, поэтому цитаты приводятся на церковнославянском языке в современной транслитерации. Цифры в скобках соответствуют номерам псалмов.

Стремление убивать

Цитаты: «Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, eже убити неповиннаго» (9), «Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем» (10), «Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем» (36), «Сматряет грешный праведнаго и ищет eже умертвити eго» (36), «Слово законопреступное возложиша на мя: «Еда спяй не приложит воскреснути»» (40), «Доколе належите на человека? Убиваете вси вы» (61), «Напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна» (63), «Мене ждаша грешницы погубити мя» (118).

Синонимом глагола «убить» является выражение «похитить душу», «стремиться убить» – «искать душу». Вот цитаты с этими выражениями:

«Да не когда похитит яко лев душу мою (7), «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою» (34), «И нуждахуся ищущии душу мою» (37), «Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изъяти ю» (39), «Яко се, уловиша душу мою» (58), «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою» (69), «Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: «Бог оставил eсть eго, пожените и имите eго»» (70).

Преследование и ловля

Убийству жертвы предшествует ее преследование и нападение. К глаголам, описывающим преследование, относятся слова церковнославянского языка: гнать, погнать, стужать, смирять, обыдеть (окружить).

Цитаты: «Господи, что ся умножиша стужающии ми?» (3), «Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя» (3), «Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя» (7), «Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих» (9), «Како речете души моей: «Превитай по горам, яко птица»?» (10), «Врази мои душу мою одержаша» (16), «Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных» (16), «Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя; отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй» (21), «Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя» (21) «Спаси мя от уст львовых, и от рог eдинорожь смирение мое» (21), «Тии же всуе искаша душу мою» (62), «Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне, укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно» (68), «Яко погна враг душу мою, смирил eсть в землю живот мой, посадил мя eсть в темных, яко мeртвыя века» (142).

Ловушки

В охоте на людей грешники используют ловушки, сети, силки, ямы, рвы:

«Ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела» (7), «Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их» (7), «Приседит в ловителстве с богатыми в тайных» (9), «Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит eже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей» (9), «Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми» (30), «Яко туне скрыша ми пагубу сети своея» (34), «Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму» (56), «Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима, при стези соблазны положиша ми» (139).

Все мы знакомы с выражением «не рой другому яму», но мало кто задумывался, имеет ли смысл копать яму для того, чтобы поймать конкретного человека. В военном деле, действительно, для заграждения подступов использовались глубокие ямы с воткнутыми в дно кольями. Однако бессмысленно копать яму для ловли одного человека. Яму можно использовать лишь как ловушку, в расчете, что в нее попадется кто угодно. Таким образом, если ямы и использовались для ловли людей, то для массовой ловли, как зверей, а не для ловли отдельных лиц.

Каннибализм

«Снедающии люди моя в снедь хлеба» (13, 52), «И сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим» (16), «Внегда приближатися на мя злобующым, eже снести плоти моя» (25), «Внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша» (30), «Ниже да рекут: «Пожрохом eго»» (34).

Магическая речь

В Псалтири упоминаются разные формы речений, среди которых: клятвы, проклинания (клянения), клевета и другие. Очевидно, считалось, что эти формы речи обладали магической силой. В наше время уже трудно установить предполагаемый результат их использования или определить, какая между этими формами речи существовала разница. К таким магическим речениям относилась и «лесть» – в Псалтири под «лестью» понимается не то, что в современном языке. Из анализа текста видно, что «лесть» аналогична магическому (гипнотическому) повелению или приказанию, и она осуждается Господом. Например, в Пс. 11: «Потребит Господь вся устны льстивыя». Интересно также отметить, что слова: «клятва», «проклятие», «заклятие», «клясть» и другие имеют корнем согласные КЛ, которые, например, входят в современное слово «клей».

Цитаты с упоминаниями магической речи грешников: «Языки своими льщаху» (5), «Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая» (11), «Глаголы уст eго беззаконие и лесть» (35), «И ищущии злая мне глаголаху суeтная, и льстивным весь день поучахуся» (37), «Яко бритву изощрену сотворил eси лесть» (51), «Возлюбил eси вся глаголы потопныя, язык льстив» (51), «Се, тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их» (58), «Иже изостриша яко мечь языки своя» (63), «Да постыдятся и изчезнут оклеветающии душу мою» (70), «Oбаче за льщeния их положил eси им злая» (72), «Уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым» (108), «Ибо седоша князи и на мя клеветаху» (118), «Восприими раба твоего во благо, да не оклеветают мене гордии» (118).

Сейчас странно звучат слова из Пс. 118: «седоша князи и на мя клеветаху» («сидели князи и на меня клеветали»). В современном языке эти слова означают, что сидели князья и совместно сочиняли клевету (лживые истории) про автора псалмов, чтобы потом донести на него – что выглядит довольно странно. Но если учесть, что слова с корнем КЛ относились к магической речи, то, скорее всего, князья занимались каким-то магическим ритуалом, возможно, насылали проклятия.

Если различные формы речи обладали столь сильным влиянием на людей, то стоит задуматься, могло ли чтение псалмов иметь на врагов «формальное» воздействие, вызванное не наличием в псалме просьб к Богу о помощи и ответом Бога, а прямое воздействие, например, по каналам имитативности. Если псалом произносился в критический момент, в окружении врагов, то очевидно, что он произносился молча, про себя. В соответствии с теорией Поршнева можно предположить, что чтение псалма вызывало на врагов тормозящее действие. Оно могло идти по телепатическому каналу имитативного поведения. Какие-то слова, образы или упоминаемые действия, активизировали определенные нейроны в мозге чтеца псалма, а это в свою очередь влияло на нейроны в голове оппонента, вызывая торможение. В предельном случае у оппонента могла возникать парадоксальная реакция в виде оцепенения, неадекватных движений и т.п. Эксперимент по проверке прямого формального воздействия псалмов можно провести и в наше время – достаточно выучить несколько псалмов на церковнославянском языке, и читая их про себя, посмотреть, оказывают ли они тормозящий эффект на присутствующих или вызывают неадекватную реакцию.

Странствия

Формой коллективной жизни палеоантропов, по мнению Поршнева, были тасующиеся группы, к которым примыкали или из которых уходили отдельные особи. Некоторые из них ходили порознь.

Цитаты из Псалтири, в которых упоминаются странствования: «Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли» (1)[16], «Како речете души моей: «Превитай по горам, яко птица?»» (10), «Рех: «Сохраню пути моя»» (38), «Яко преселник аз eсмь у тебe и пришлец, якоже вси oтцы мои» (38), «Помянух тя от земли Иoрдански и Ермониимски, от горы Малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша» (41), «Движущеся да преселятся сынове eго» (108), «Пришлец аз eсмь на земли» (118).

16. Отсюда известные выражения: «пыль на ветру», «унесенные ветром» и т.п.

Возражения и другие объяснения

Мы показали совпадения особенностей мира, описанного в Псалтири, и особенностей мира палеоантропов. Утверждение о том, что в Псалтири описана жизнь первобытного человека, очевидно, вызовет возражения. Ведь жители мира Псалтири обладают развитой и даже поэтической речью, возможно, там есть письменность, существует религия. Трудно представить, что в обществе с такой культурой распространены охота на людей и каннибализм. Остается лишь предполагать, что наше представление о ранней истории человечества неправильно: либо развитая речь и культура появились достаточно рано, уже во времена неандертальцев, либо животная безнравственность людей просуществовала довольно долго, а исторические свидетельства о ней были уничтожены[17].

17. В подчистке можно заподозрить даже китайскую историю. Трудно найти китайский философский трактат, пафос которого был бы направлен на борьбу с личным врагом, как в Псалтири. Например, гадательная «Книга перемен» сложилась в эпоху Чжоу, то есть примерно в то же время, что и Псалтирь. Однако «Книга перемен» базируется на конфуцианских идеалах, и ее субъектом является «благородный человек», для которого самое страшное – это хула (осуждение другими) и свои неправильные поступки. Судя по названию, «Книга перемен» должна была появиться раньше Псалтири. Действительно, Поршнев, например, писал, что приматы сначала имитируют движения и лишь потом осознают объект, который создается в результате этих движений. Например, шимпанзе, которых учат рисовать, пытаются повторить не нарисованный художником образ, а имитативно повторяют рисовательные движения. Вероятно, в процессе развития сознания сначала возникает понятие движения (перемены), и лишь потом понятие объекта. Хотя, возникает вопрос: можно ли описать картину мира одними лишь движениями (переменами) или одними лишь глаголами и деепричастиями, не используя понятия объекта.

Можно предположить, что в Псалтири описано какое-то особое общество. Примером такого общества может быть тюрьма (как, например, в фильме «Побег из Шоушенка») или зона исправительной колонии, где творится беспредел. Стоит обратить внимание, что в российской тюремной культуре табуировано слово «спасибо», происходящее от «спаси, Боже!». Вместо «спасибо» следует говорить «благодарю» . Но в Псалтири «спаси, Боже!» или «спаси, Господи!» – самая частая просьба, обращенная к Богу. Можно подумать, что реальные обладатели власти, распоряжающиеся жизнью и смертью, боятся, когда их жертвы призывают в помощь Бога, или, что псалмы работают и сейчас.

Известным объяснением странностей Псалтири является утверждение о том, что в псалмах описан не физический, а «духовный» мир (так, например, писал Евфимий Зигабен), и борьба в этом мире происходит не с другими людьми, а с духами или бесами. Но в духовном мире не должно существовать телесного животного начала или животной души (anima), которая является носителем человеческого духа или человеческого Я. Поэтому в духовном мире невозможны убийства или отнятия души. Невозможно, например, умереть в аду. В Псалтири же основная просьба «спаси, Господи!» – это просьба о спасении живой души.