Редакция от 05 декабря 2024 г.
Виталий Загребельный
2024
Эта статья написана как введение к переводу на русский язык «Книги перемен» с комментариями Кэйсё Танака [1]. Перевод будет опубликован в декабре 2024 года. Свои замечания и комментарии вы можете написать в Блоге Jardic.
Иероглифические надписи на гадальных костях считаются самыми древними образцами китайской письменности, относящимися к XIV–XI векам до н. э. К настоящему времени найдено около 150 000 таких надписей. Гадание заключалось в том, что на кости (панцире черепахи или лопаточной кости животного) записывалась гадательная фраза, кость нагревалась на огне и на ее поверхности образовывались трещины. Рисунок, образованный трещинами, интерпретировался как ответ. На той же кости потом записывался ответ гадания и отмечалось, сбылся он или нет. Большое количество найденных гадальных надписей и богатство их текстов с точки зрения грамматики позволило включать их даже в учебники древнекитайского языка. Например, в [2] первые 10 уроков целиком построены на примерах гадальных записей.
Примеры гадательных фраз: «Завтра будет дождь», «В этом году не будет засухи» «В этом году будет хороший урожай», «Принесу жертвы духам предков», «В этом году не будет наводнения», «У правителя не будет болезни», «На наш город не нападут», «Правитель сможет собрать войско чтобы напасть на соседнее племя», «Сегодня правитель охотится на оленей, и будет добыча», «В течение декады не будет несчастий». Рисунок, образованный трещинами, интерпретировался как ответ: «благоприятно, удачно, сбудется» или «неблагоприятно, неудачно, не сбудется».
Гадательную фразу можно воспринимать по-разному. В [2] она считается вопросом, например, «У правителя не будет болезни?», на который следует ожидать ответ «да» или «нет». В [9] она считается предсказанием: «У правителя не будет болезни», на который следует ожидать ответ «сбудется» или «не сбудется». В [10] она рассматривается как молитва: «Да не будет у правителя болезни», на которую могут быть ответы: «молитва успешна» или «молитва неудачна». Из того, как понимать гадательную фразу, вытекает правильная интерпретация ответов гадания, которые обычно выражаются отвлеченными словами: «Счастье», «Успех», «Неудача», «Стойкость», «Постоянство» и т.п.
При гадании на костях, в конце каждой гадательной фразы ставился иероглиф 貞, который позднее стал использоваться и в ответах «Книги перемен». Этот иероглиф также следует интерпретировать в зависимости от того, как понимать гадательную фразу. Если ее считать вопросом, то этот иероглиф будет знаком вопроса или словом «спросил». Если же гадательную фразу считать пожеланием или молитвой, то иероглиф будет выражать пожелание исполнения сказанного.
Часто гадание являлось вспомогательной процедурой в культе поклонения предкам. С помощью гадания определяли, каким предкам надо приносить жертву, какую именно жертву и когда проводить ритуал жертвоприношения. Так как трещины не могли дать словесный ответ, то вопросы решались «методом перебора». Ритуал гадания не имел такой же степени почитания, как ритуалы поклонения предкам. В некотором смысле он был рутинной процедурой.
По-видимому, в тот же период, когда развивалось гадание на костях, возникло представление о записи результатов гадания с помощью сплошных и прерывистых линий и чисел от 6 до 9, затем появились гексаграммы, составленные из этих линий, процедуры гадания и «Книга перемен» [3, 4].
К сожалению, русские переводы «Книги перемен» страдают неточностями из-за того, что переводчики с презрением отвергают факт ее гадательного содержания и приписывают ей свои философские идеи: развитие творческого духа, наставления по совершенствованию личности, циклы мировой истории и объяснение всей натурфилософии.
Судя по характеру фраз и рекомендаций, содержащихся в «Книге перемен», гадательные вопросы ставились либо правителями государства, либо его чиновниками. Такой вывод можно сделать из таких фраз, как: «возведение князей», «придворные дамы», «слуги», «наложницы», «подношение императору», «реформы», «исполнение жертвенных ритуалов», «котел-жертвенник», «наказание людей», «перенос столицы», «свой город», «парадный пояс», «карательный поход», «руководство войском», «управление колесницей», «охота на оленя» и другие. Надо учитывать и то, что во времена создания «Книги перемен» грамотными были только чиновники, и только они могли читать эту книгу. Из того, что книга была написана для чиновничества, следует то, как интерпретировать некоторые ее термины, в частности, «польза» и «удача». Каждый чиновник выполнял какую-то функцию, соответствующую его должности. В процессе выполнения своих обязанностей ему приходилось решать задачи разной сложности. Свои задачи он мог решить или не решить («успех» или «неудача»), а действия, направленные на их решение, имели определенную «пользу».
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться…» – сказано в Библии. Кэйсё Танака [1] считает, что гексаграммы отвечают на вопрос о том, какое время соответствует данной вещи. «Книга перемен» имеет свое деление на относительно крупные времена, соответствующие гексаграммам, и короткие периоды этого времени, соответствующие линиям гексаграмм. Читая «Книгу перемен», мы видим, что есть время возноситься, и время подчиняться, время начинать и время учиться, время ждать и время судиться, время воевать и время сближаться, время стоять в пробке и время ехать, время расцвета и время упадка – это времена, относящиеся к первым 12 гексаграммам.
Время что-то делать связано с состоянием объекта гадания. Если у какой-то вещи сейчас время разрушаться, то, скорее всего, она находится в состоянии разрушения. Состояние или время, вообще говоря, относится не к объекту, а к процессу или тому виду деятельности, в котором участвует этот объект. Например, у одного человека в разном состоянии могут находиться процессы создания семьи, покупки квартиры, работы и т.д.
Если время гексаграммы – это время что-то делать, то в ее названии должен использоваться глагол или отглагольное существительное. Поэтому, хоть некоторые гексаграммы и имеют названия, выраженные существительными, например, «Колодец», «Войско» или «Семья», надо понимать такие названия как: «Построение колодца», «Действие войском» или «Занятие семьей». Это соответствует и особенностям китайского языка, в котором иероглиф может выполнять функции как существительного, так и глагола.
1. Так как гексаграммы говорят о времени или о состоянии, то вопросы к «Книге перемен» следует формулировать так: «В каком состоянии находится такой-то процесс (деятельность) такого-то лица?» Этот вопрос можно формулировать по-разному, добавляя уточнения: если что-то сделать? что будет через полгода? чем он закончится?
2. Так как гадание по «Книге перемен» развилось из гадания на костях, то следует ожидать, что с ее помощью можно получать ответы на такие же гадальные фразы, как и те, что записывались при гадании на костях, то есть на пожелания (молитвы). Такого рода фразы можно сформулировать следующим образом: «Да будет то-то» или «Хочу, чтобы было то-то» или «Да будет то-то при таком-то действии». Ответом на это будут такие слова как: «успех», «неудача», «благоволение».
3. За вопросом об успехе какого-то действия обычно стоит намерение осуществить это действие. Например, вопрос может быть такой: «Если я начну поиски новой работы, то будут ли они успешны?». Если за вопросом скрывается намерение, то «Книга перемен» говорит, насколько деятельность по осуществления этого намерения будет успешной. Ответ выражается такими словами как: «успех», «неудача», «польза», «постоянство». Слова о пользе указывают на то, насколько хорош будет результат. А слова о «постоянстве» говорят о том, насколько упорным следует быть в осуществлении своего намерения.
Гадание по «Книге перемен» заключается в составлении гексаграммы и ее интерпретации.
Гексаграмма представляет собой рисунок из 6 линий, расположенных одна над другой. Линии бывают двух типов: сплошные и прерывистые. Сплошные линии соответствуют китайскому принципу ян, а разорванные – принципу инь. В гексаграммах отсчет линий идет снизу вверх: внизу находится 1-я линия, вверху 6-я. Рисунки гексаграмм пронумерованы в последовательности Вэнь-вана (царя Вэня), смысл которой остается загадочным, и до сих пор является предметом спекуляций о наличии циклов развития и т.п.
䷿
Рисунок гексаграммы 64 «Еще не конец».
Существует множество методов построения гексаграмм, и гадающий может пользоваться любым методом, даже придуманным им самим. Но надо иметь представление о двух классических методах: с помощью стеблей тысячелистника и с помощью трех монет.
От пучка из 50 стеблей отделяется один стебель и откладывается в сторону. В дальнейшем он не используется.
Первое изменение:
1. Пучок из 49 стеблей делят на две части: левую и правую.
2. Из правого пучка берётся один стебель и зажимается между мизинцем и безымянным пальцем левой руки.
3. Правой рукой из левого пучка отсчитывается по четыре стебля. Остаток – 1, 2, 3 или 4 стебля зажимаются между безымянным и средним пальцем левой руки.
4. Теперь отсчитывают по четыре стебля из правого пучка. Остаток – 3, 2, 1 или 4 стебля зажимают между средним и указательным пальцем.
После первого этапа в левой руке может оказаться 5 или 9 стеблей. Эти стебли откладывают в сторону, а остальные стебли собирают в пучок, в котором может быть 40 или 44 стебля. Для него выполняется второе изменение.
Второе изменение. Повторяются действия 1 – 4. Между пальцами левой руки оказывается 4 или 8 стеблей. Стебли откладываются в сторону, остальные стебли собираются в пучок, в котором может быть 40, 36 или 32 стебля. Для него выполняется третье изменение.
Третье изменение. Повторяются действия 1 – 4. Количество стеблей в руке и их комбинации те же, что и во втором изменении. Стебли откладываются в сторону, остальные стебли собираются в пучок, в котором может быть 24, 28, 32 или 36 стеблей.
От этого пучка отсчитывают по четыре стебля, получается 6, 7, 8 или 9 пучков. Полученное число пучков обозначает первую (нижнюю) черту гексаграммы.
6 --х-- старая разорванная линия, переходящая в сплошную
7 ----- сплошная линия
8 -- -- разорванная линия
9 --о-- старая сплошная линия, переходящая в разорванную
Для получения всей гексаграммы описанные действия повторяют ещё пять раз.
Анализ этого метода показывает, что вероятность выпадания различных линий не одинакова. Грубо говоря, если строить линии 16 раз, то частота их повторения будет распределена как: 7 – 5 – 3 – 1. Где 7 раз повторяется 8 (разорванная линия), 5 раз – 7 (сплошная), 3 раза – 9 (старая сплошная) и 1 раз – 6 (старая разорванная). Отсюда следует что частота выпадания старых линий равна 4 из 16 или ¼. В гексаграмме 6 линий, поэтому в среднем в ней будет 1,5 старые линии, то есть 1 или 2 на гексаграмму. Реже будет выпадать 3 или ни одной старой линии на гексаграмму. Такие же числа желательно получать при изобретении своих методов построения гексаграмм, в частности, на одну гексаграмму в среднем должно выпадать 1 или 2 старые линии.
Берутся три монеты. Одна сторона монеты, например, орёл, принимается за число 3, другая – за число 2. Совместное бросание трех монет и сложение выраженных ими чисел дает четыре возможные суммы: 6, 7, 8, 9 – которые соответствуют тем же линиям, что и гадание на стеблях тысячелистника. Гексаграмма строится по результатам шестикратного бросания монет.
Частоты выпадания линий при использовании этого метода: 6 – 6 – 2 – 2. Они не равны 7 – 5 – 3 – 1 получаемым при использовании стеблей тысячелистника, но вероятность выпадания старых линий также равна ¼.
На построение гексаграммы с помощью стеблей тысячелистника уходит около 15 минут – что довольно много, а бросание монет, сидя за столом, не очень удобно, так как приходится трясти руками, монеты гремят и куда-нибудь закатываются. Поэтому я использую свои методы построения гексаграмм с помощь колоды из 52 игральных карт.
Следующие шаги повторяются 6 раз для построения каждой линии гексаграммы.
1. Перетасовывая колоду, вытаскиваем из нее последовательно три карты.
2. Подсчитываем сумму:
Если 1-я карта – черви, то считаем, что сумма = 2, иначе сумма = 1.
Если 2-я карта – красной масти, то прибавляем к сумме 1.
Если 3-я карта – красной масти, то прибавляем к сумме 1.
3. Полученную сумму вычитаем из 10 и получаем число в диапазоне от 6 до 9, которое соответствуют тем же линиям, что и при гадании на стеблях тысячелистника.
4. Возвращаем 3 карты в колоду.
Суть описанного метода заключается в получении 3-х случайных чисел и последующей проверке делимости первого числа на 4 и двух других на 2. Если рассчитать вероятности построения линий этим методом, то они получатся такими же, как и для классического метода с использованием стеблей тысячелистника.
Обозначим цвета карт буквами: К – красная и Ч – черная. Разным типам линий назначим такие последовательности цветов (коды):
К 8, -- --
ЧК 7, -----
ЧЧК 9, --ø--
ЧЧЧ 6, --x--
Из колоды вытаскивается очередная карта. Ее цвет – К или Ч. Когда после вытаскивания одной или нескольких карт набирается один из указанных кодов – очередная линия определена. Для одной линии надо вытянуть 1, 2 или 3 карты. Процедура длится до получения 6 линий. Например, последовательность: ЧЧК-ЧК-К-К-ЧЧК-К соответствует линиям 978898 или гексаграмме ䷻.
Частоты выпадания линий при использовании этого метода: 8 – 4 – 2 – 2. Они не равны 7 – 5 – 3 – 1 получаемым при использовании стеблей тысячелистника, но не хуже, чем при бросании монет и вероятность выпадания старых линий здесь также равна ¼.
Сначала формулируется вопрос гадания. Вопрос следует записать. Делать это нужно потому, что после построения гексаграммы можно забыть точную формулировку вопроса, а в ответе окажется, что он зависит от конкретных слов, которые были в вопросе. Затем тем или иным способом строится гексаграмма. При построении гексаграммы следует сосредоточить внимание на вопросе гадания.
В полученной гексаграмме может быть несколько «старых» линий, и ее интерпретация зависит от их количества [6].
Если в гексаграмме нет старых линий, то далее рассматривается только гексаграмма в целом и связанный с ней текст. Текст, относящийся к линиям, не рассматривается, хотя, по нашему мнению, стоит обратить внимание на текст к линии 5.
Если в гексаграмме есть одна или несколько старых линий, то дополнительно рассматривается текст к этим линиям. Далее путем замены старых линий на противоположные строится новая гексаграмма. При этом линии 9 «--х--» меняются на 8 «-- --», а линия 6 «--о--» на 7 «-----». Дополнительно рассматривается текст к новой гексаграмме.
Гексаграмму можно представить как две триграммы, расположенные одна над другой. Существует 8 триграмм, каждая из которых имеет определенный символизм. Этот символизм используется для интерпретации смысла гексаграмм. Часто смысл гексаграммы не выводится из смысла триграмм, хоть и декларируется, что такая связь есть. Триграммы используются для облегчения поиска гексаграммы в справочной литературе. Нетрудно запомнить нижнюю и верхнюю триграммы и по ним найти всю гексаграмму. Поэтому для поиска гексаграмм их список помещают в таблице, колонки которой соответствуют верхней гексаграмме, а строки – нижней.
Ниже приведен список триграмм с их названиями, символизируемыми качествами и объектами.
Триграмма | Название | Семья | Символизирует |
☰ | Небо | Отец | Энергичность, господство, могущество. Нечто твердое и динамичное, высокое, большое и широкое как небо. Глава компании, влиятельный человек. Большой город. Высокое и красивое здание. |
☷ | Земля | Мать | Податливость, покорность. Нечто мягкое и статичное, охватывающее, низкое и плоское как земля. Народ, работники, послушные люди. Равнина, сельская местность, деревня, провинциальный город. |
☳ | Гром | Старший сын | Беспокойство, волнение, возбуждение. Нечто шумное, пугающее и громкое как гром. Молодой и смелый человек. Радио, магазин музыкальных инструментов. |
☵ | Вода | Средний сын | Падение, яма, упадок. Нечто темное, приносящее страдания, тревожное и холодное как вода. Люди средних лет, мыслители, больные. Задние улицы, подвалы, забегаловки. |
☶ | Гора | Младший сын | Спокойствие, непоколебимость, сдерживание. Нечто высокое и твердое, неподвижное, возвышенное. Мужчина маленького роста, упрямый, возвышенный человек. Замок, гостиница, склад или парадный вход. |
☴ | Ветер | Старшая дочь | Мягкость, милость, проникновение. Нечто легкое и гибкое, двигающееся, колеблющееся, тянущееся как ветер. Торговец или колеблющийся человек. Магазин или офис, куда люди приходят и уходят как ветер. |
☲ | Огонь | Средняя дочь | Расхождение, разделение, процветание. Нечто яркое и красивое, ясное как огонь. Женщина среднего возраста, красавица, актер или художник. Театр, салон красоты, библиотека. |
☱ | Пруд | Младшая дочь | Дарение, благодарение. Открытый рот. Пруд или ручей, хранилище, нечто красивое или вкусное. Девушка, певец или человек умеющий красиво говорить. Болото, пруд, место развлечений, столовая. |
Считается, что линии гексаграмм, идущие снизу верх, соответствуют 6 стадиям развития процесса, который описывает данная гексаграмма. Эти стадии развития лучше всего иллюстрирует гексаграмма 1 «Взлет», рассказывающая о драконе, который: (1) затаился, (2) появился на поле, (3) активен, (4) выпрыгнул, (5) летит, (6) готов упасть. В этом процессе первые 3 стадии (нижняя триграмма) соответствуют развитию во внутреннем пространстве (своем дворе) а следующие 3 стадии (верхняя триграмма) – развитие вне внутреннего пространства (выход за ворота). Это можно проиллюстрировать на примере сказки о колобке, где: (1) замешивается тесто, (2) выпекается колобок, (2) колобок остужается, (4) колобок катится за ворота, (5) успешная встреча с зайцем, волком и медведем, (6) катастрофическая встреча с лисой. Обратите внимание, что в этих примерах, как и в большинстве гексаграмм максимальное развитие достигается на стадии 5, а на стадии 6 имеет место переразвитие. Максимальное развитие во внутреннем пространстве происходит на стадии 2.
В некоторых гексаграммах линий соответствуют частям тела человека:
1 – ступни или пальцы ног
2 – икры ног
3 – бедра или пах
4 – туловище или корпус
5 – спина
6 – голова или скулы
Существует понятие об уместности расположения линий. Нечетные позиции гексаграммы 1, 3, 5 считаются янскими и в них уместны сплошные янские линии. Четные позиции 2, 4, 6 считаются иньскими и в них уместны прерывистые иньские линии.
Есть и другие соответствия линий гексаграмм гексаграмм сущностям реальной жизни, либо правильные соответствия линий гексаграмм между собой, но мы их рассматривать здесь не будем. Читатель может прочитать о них в [3, 5, 6].
Названия гексаграмм нужны для их простой идентификации. Например, если в гексаграмме рассказывается о том, что человек попал в яму, не может из нее выбраться, падает на дно и т.д. то проще всего напомнить об этой гексаграмме, назвав ее «Яма». У гексаграмм есть китайские названия, состоящие из одного или двух иероглифов. Казалось бы, можно перевести эти иероглифы, и получить простые однозначные названия гексаграмм, но китайские иероглифы имеют очень много смысловых значений – 10 значений можно считать нормой, а с учетом синонимов придется делать выбор из 20 и более русских слов. Например, в гексаграмме номер 7 приведены сюжеты из военной жизни. Ее китайское название 師, что, согласно «Большому китайско-русскому словарю» можно перевести словами: учитель, воспитатель, мастер, специалист, руководитель, начальник, дивизия, рать, войско, армия, орда, военный поход и др. Для этой гексаграммы мы оставили традиционное название «Войско», хотя ее можно было бы назвать «Действие войском», «Война» и даже «Главнокомандующий». Кроме того, в некоторых редких случаях китайское название гексаграммы может не соответствовать ее сюжету. Мы стремились использовать общепринятые в нашей стране названия гексаграмм, данные им Ю.К. Щуцким, но нам пришлось изменить традиционные названия, для того чтобы они лучше соответствовали интерпретации гексаграмм. Например, мы изменили названия гексаграммы номер 1 «Творчество» на «Взлет» и т.д.
Таким образом, при интерпретации гексаграмм их названия следует рассматривать просто как идентификаторы. Не следует, используя свое воображение, делать какое-то заключение, исходя только из текста названия. Надо внимательно прочитать афоризмы и комментарии к выпавшей гексаграмме и постараться понять их.
В афоризмах «Книги перемен» часто используются повторяющиеся термины. Ниже перечислена часть этих терминов с соответствующими пояснениями. Приводится их иероглифическая запись.
Благородный человек. Человек, о деятельности которого задается гадательный вопрос. Благородный человек способен воплощать свои замыслы, он обладает постоянством и принципиальностью и не поддается страстям, в том числе, жадности. Иероглифы 君子.
Маленькие люди. Люди с низкими моральными качествами, жадные, не способные сопротивляться своим страстям и не способные строить планы. Иероглифы 小人.
Успех. Неудача. Это возможные ответы на гадательный вопрос о том, в каком состоянии находится определенная деятельность и чем она закончится. Эти слова могут являться и ответами на вопрос, исполнится ли молитва. Иероглифы: 吉– успех, 凶 – неудача.
Благоволение. По мнению древних китайцев человеку в исполнении задуманного помогают духи предков, которым он приносит жертвы. Иероглиф, соответствующий этому термину 亨изображает храм или башню, где совершается жертвоприношение. Этот термин означает как ритуал жертвоприношения, так и результат успешного жертвоприношения – помощь духов, в том числе духов предков.
Польза. Результат. Полезно… Принесет пользу… Принесет результат… Эти слова говорят о том каков будет результат деятельности, о которой задается вопрос, или каков будет результат выполнения намерения. Иероглиф 利.
Постоянство. Способностью быть упорным в своих намерениях. Этому слову соответствует иероглиф 貞, которым обычно заканчивалась гадательная фраза при гадании на костях, то есть, этот термин указывает на всю гадательную фразу. Обычно считают, что термин постоянство выражает силу намерения что-то осуществить. Иначе говоря, у человека возникает идея что-то осуществить, а этот термин означает, насколько сильна идея и как долго он ее может придерживаться, то есть, насколько он «принципиален». Этот термин можно интерпретировать и как слово молитва, если при гадании спрашивается, исполнится ли молитва. Тогда фразы о постоянстве, следует понимать как фразы о молитве: «молитва успешна», «молитва принесет результат» и т.д. Этот термин можно интерпретировать и как используемое в эзотерике слово осознанность (не самоосознанность, а постоянная осознанность своего намерения). В других переводах «Книги перемен» этот термин называют «стойкостью» (Щуцкий), «perseverance» (Вильгельм), «constancy» (Баретт), «determine» (Шонесcи).
Принесет пользу постоянство. Рекомендация приложить усилия в реализации своего намерения. Иероглифы 利貞.
Изначальность. Термин означает «идущий от основ мироздания» или «имеющий вечную основу». Иероглиф 元, соответствующий этому термину, изображает фигуру человека, в которой преувеличена голова. Иногда этот иероглиф интерпретируют как источник водного потока. Он означает «начало», «источник», «основы», иногда просто «великий», «большой».
Цель (куда выступить). Буквально означает цель похода. В «Книге перемен» означает цель деятельности. Иероглифы 攸往.
Встретиться с великим человеком. Поговорить и посоветоваться с влиятельным человеком, мудрым наставником, со специалистом, или с человеком, обладающим нужными знаниями. Иероглифы 見大人.
Переход через большую реку. Большое дело, которое состоит из многих этапов, которое нельзя выполнить «одним прыжком» и результат которого необратим. Но неудача в исполнении этого дела может привести к неприятным последствиям: можно «зайти в воду по самую макушку» или «промочить хвост» (по разным поверьям лиса может плавать, пока не промочила хвост). Иероглифы 涉大川.
Ни в чем нет вины. Причиной неудачи не является просчет или ошибка. Нет причины обвинять в неблагоприятном исходе деятеля или себя. Иероглифы 无咎.
Выход. Начало деятельности по осуществлению замысла. Иероглиф 往.
Военный (карательный) поход. Принятие мер по наведению порядка. Ужесточение дисциплины. Иероглиф 征.
Искренность. Верность, надежность, способность оправдывать доверие и желание делать добро другим. Одно из главных качеств «благородного человека». Иероглиф 孚.
Сожалений нет. Текущее состояние не омрачают воспоминания о печальных событиях прошлого, раскаяния или сожаления. Иероглифы 无悔.
Сожаления исчезают. Исчезают воспоминания о печальных событиях прошлого, раскаяния или сожаления. Они больше не омрачают текущее состояние, которое изменяется к лучшему. Иероглифы 悔亡.
Стыд. Обычно возникает из-за неспособности достичь заявленной цели по причине собственных ошибок или выбора неправильного пути. Иероглифы 吝.
Во многих выражениях, описывающих человеческую деятельность, используются глаголы движения. Например, мы говорим: «вести себя», «дела идут», «продвинулся в работе», «пришел к выводу» и т.д. То же явление наблюдается в китайском, японском и других языках. Можно предположить, что человек начал рассуждать о своей деятельности довольно поздно, когда его язык был уже сформирован, но слов для этого не хватало. В «Книге перемен» встречается много слов и выражений, относящихся к движению: человек куда-то направляется, он переходит большую реку, следует за кем-то, путешествует, возвращается, его лошади топчутся на месте, он приближается, проходит мимо и т.д. Так как «Книга перемен» посвящена человеческой деятельности, то очевидно, что эти выражения также описывают деятельность. Рассмотрим, например, китайскую фразу «иметь куда пойти». Очевидно, что она означает «иметь цель». Китайский автор не мог буквально написать «иметь цель» потому, что «цель» – это «мишень», а «иметь мишень» означает совсем другое. Поэтому в переводе мы заменили китайское «место, куда пойти» на русское «цель». Выражение «переход через большую реку» означает «большое дело», но в переводе мы решили не заменять это китайское выражение на русское. Главное, что нужно помнить – это то, что, когда в «Книге перемен» встречаются слова о движении, надо подумать о том, как интерпретировать эти слова применительно к деятельности.
1. https://web.archive.org/web/20160406141555fw_/http:/www.keisho.server-shared.com/ – сайт Кэйсё Танака
2. Крюков М.В., Хуан Шу-Ин, Древнекитайский язык, 1977
3. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен, 2-е издание под. ред. А.И. Кобзева, 1993
4. Канаев И.А. Становление «Книги Перемен» // Вопросы философии. 2020. № 7. С. 176‒189.
5. Еремеев В.И., Символы и числа «Книги перемен», 2005
6. Richard Wilhelm, I Ching or Book of Changes, 1997
http://www2.unipr.it/~deyoung/I_Ching_Wilhelm_Translation.html
– опубликована часть книги
7. Hilary Barrett, Language of Change, 2015
8. James Legge (translation), I Ching: The Book of Changes, 1898
https://baharna.com/iching/legge/
9. Shaughnessy, Edward L., I Ching: The Classic of Changes, 1996
10. Shaughnessy, Edward L., Unearthing the Changes: Recently Discovered Manuscripts of the Yi Jing (I Ching) and Related Texts, 2014