Редакция 3
Виталий Загребельный
2024
Сборник псалмов «Псалтирь» является одной из книг Ветхого завета. Еврейское название этой книги – «Тегилим» («Хваления»), греческое и русское названия происходят от музыкального инструмента «псалтерий» (разновидность арфы), игра на котором, согласно преданию, сопровождала чтение псалмов. Несмотря на название «Хваления», не все из 150 псалмов являются хвалебными. Хроме восхвалений Бога псалмы содержат просьбы и молитвы, жалобы и воззвания, поучения, пророчества и даже проклятия.
В христианстве Псалтирь занимает важное место как в богослужении, так и в индивидуальном чтении. Считается, что среди христиан Псалтырь является второй по важности и популярности книгой после Евангелий. В Православной церкви многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями и прочитываются ежедневно. В некоторых монастырях поддерживается традиция непрерывного чтения Псалтири – так называемая Неусыпаемая Псалтирь. Популярность Псалтири в индивидуальном пользовании объясняется верой в действенность содержащихся в ней молитв и тем, что ее чтение способствует более глубокому пониманию религиозных истин.
Впервые Псалтирь была переведена с древнееврейского на древнегреческий язык в составе «Септуагинты» («Перевод семидесяти толковников, «LXX») в III-I веках до н.э. На церковнославянский язык, согласно летописям, Псалтирь была переведена с древнегреческого текста Кириллом и Мефодием в IX веке. На Руси Псалтирью пользовались, в том числе, для обучения грамоте. На современный русский язык Псалтирь была переведена в XIX веке в составе всей Библии (Синодальный перевод). Известен также русский перевод Псалтири П. Юнгерова (1915 г.) с древнегреческого текста близкого к тексту Септуагинты. Канонический латинский текст Псалтири входит в «Вульгату» – латинский перевод Библии, выполненный в V веке св. Иероним Стридонским. Некоторые русские церковные деятели считали латинский перевод Библии достаточно авторитетным и даже использовали его для проверки и редактирования церковнославянского текста Библии. К Псалтири и к отдельным псалмам за последние 2 тыс. лет написано множество комментариев различными авторами, в том числе иудеями и христианами.[1]
1. Желающим познакомиться с комментариями к Псалтири или к отдельным псалмам рекомендуем начать с «Толковой Псалтири» византийского богослова Евфимия Зигабе́на.
Можно выделить основные темы Псалтири и проанализировать ее текст, отнеся предложения и фразы к этим темам. Затем, чтобы определить, сколько внимания уделено каждой из тем, можно подсчитать длину текста каждой темы, и определить, какую часть в процентном отношении она занимает. Ниже приведено описание таких тем с указанием подсчитанного нами процентного отношения текста для славянской Псалтири[2].
2. К полученному процентному распределению следует относиться как к приблизительному, так как при классификации текста приходится принимать субъективные решения, например, о том, выделять ли в составе молитв текст, соответствующий хвалам Господа, или поступкам грешников и т.п. Для нас важна качественная картина, показывающая, какая из тем стоит на первом месте, какая на втором и т.д.
Распределение этих тем проиллюстрировано на следующей диаграмме:
Большую тему хвалений Господа и воспевания его деяний можно разделить на подтемы, которые в процентном отношении внутри темы хвалений распределились так:
Распределение подтем хвалений показано на следующей диаграмме:
Автором значительной части псалмов, входящих в Псалтирь, считается легендарный царь Давид, который жил и правил в XI-IX веках до н.э. Однако некоторые исследователи полагают, что царь Давид – мифическая фигура, и споры о его реальном существовании ведутся по сей день.
Если говорить о Давиде, то его жизнь подробно описана в 1-3 «Книгах Царств» Ветхого Завета. Поначалу он – молодой пастух (все, наверно, помнят статую Давида работы Микеланджело), потом музыкант у царя Саула и друг его сына Ионофана, затем – объект преследования Саула. После смерти Саула Давид становится царем Иудеи и одерживает множество побед над соседними царствами. Уже будучи царем, Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, за что претерпевает Божьи кары: смерть младшего сына, изнасилование дочери старшим сыном Амноном, смерть старшего сына от руки брата Авессалома, предательство и смерть Авессалома.
Однако, если внимательно прочитать тексты всех псалмов, то можно найти крайне мало фактов, сюжетов или реалий, соответствующих жизни Давида. По псалмам нельзя однозначно определить, каково занятие автора псалмов, кто он: царь или придворный, скотовод, земледелец или охотник – в разных псалмах его занятие разное. Часто он называет себя пришельцем, проходящим какой-то путь. Конечная цель его пути не сообщается. Из текста псалмов трудно определить уровень развития культуры или хозяйства того общества, в котором он живет.
Во все времена заботы простых людей одинаковы: здоровье, пропитание, наличие потомства, урожай, удача, отсутствие грабежей, войн, стихийных бедствий и т.д. Но в Псалтири главная забота – угроза смерти от грешника. Основные просьбы, обращенные к Господу, это: «спаси меня» и «избавь меня из окружения врагов»[3]. Складывается впечатление, что автор псалмов живет не среди родственников, друзей и знакомых, а среди одних лишь врагов. Враги постоянно рядом и встречаются на каждом пути. Враги хотят подстрелить из лука, прячутся в засадах, ставят сети, роют ямы, и, даже, хотят съесть.
3. Отсутствие в Псалтири упоминаний о бытовых проблемах и молитв о помощи в бытовых делах привело к тому, что в иудаизме XI века появилась книга «Использование псалмов в магических целях» («Шимушей тегилим»), в которой указано, какой из псалмов надо читать, например: от бесплодия, от плача младенца, от воров, от пожара, от зубной боли, от укуса змеи, перед дорогой, перед войной, и т.д. Аналогичная практика использования псалмов в форме разного рода «отчиток» существует и в христианстве.
Таким образом, проблема понимания Псалтири как части Библии заключается в том, что картина жизни, описанная в псалмах, не соответствуют реалиям жизни царя Давида, и даже заботам и реалиям обычной человеческой жизни тех времен, когда эти псалмы якобы были написаны.
В этой главе приведены отрывки из псалмов, содержащие описания эпизодов жизни, описания главных забот автора псалмов и просьбы, с которыми он обращается к Господу. Здесь правильно было бы цитировать Псалтирь на церковнославянском языке, но тогда у большинства читателей возникнут затруднения с пониманием текста. Поэтому отрывки из псалмов приведены в русском переводе П. Юнгерова с некоторыми изменениями. Еще одной проблемой, затрудняющей понимание Псалтири, является то, что в ее церковнославянском и русском текстах присутствуют слова, которые распространены в современном русском языке и их смысл кажется очевидным, но в Псалтири они имеют смысл, отличающийся от современного. Такие слова в лингвистике называются «паронимами» или «ложными друзьями переводчика». К числу паронимов Псалтири можно отнести слова: «правда», «душа», «суд», «грешник», «лукавый», «свидетель», «лесть», «блаженство» и др. Смысл слов-паронимов будет поясняться по ходу изложения. Цитаты из псалмов приводятся без кавычек.
Господи, как умножились стужающие меня! Многие восстают на меня. Многие говорят душе[4] моей: «Нет ему спасения в Боге его». … Господь заступится за меня. Не побоюсь тысяч людей со всех сторон нападающих на меня…
4. Душа – здесь это человеческий организм или животное начало человеческого организма. Весь человек представляет собой совокупность души и сознательного Я, от имени которого ведется повествование. Не следует понимать «душу» как некую «духовную» сущность, способную отделяться от тела, переселяться и т.д., как раз наоборот: душа в Псалтири – это тело, телесный носитель. В латинском тексте Псалтири душа обозначается словом anima, «многие говорят душе моей» = «multi dicunt animae meae». В Псалтири убийство души соответствует убийству человеческого организма.
…Господи, наставь меня Твоей справедливостью[5]! Из-за врагов моих исправь путь мой пред Тобою. Ибо нет в их устах истины. Сердце их суетно, их глотка – разверзнутая могила, языками своими лгут[6]…
5. В церковнославянском тексте: «Господи, настави мя правдою Твоею». В церковнославянском и русском текстах Библии, слово «правда» имеет значение «справедливость», в латинской Библии на месте этого слова используется слово justitia. В современном же русском языке слово «правда» означает «соответствие действительности». На латинском языке «Господи, настави мя правдою Твоею» = «Domine deduc me in justitia tua».
6. В церковнославянском тексте: «языки своими льщаху» («языками своими льстят»). Современный читатель обычно представляет, что «лесть» – это «сладкая ложь», как например в басне о вороне и лисе: «какие перышки, какой носочек…». Однако анализ текста Псалтири показывает, что здесь слово «лесть» чаще означает наглую ложь с корыстной целью.
…Утрудился я от воздыханий моих. Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою. Помутились от ярости глаза мои. Ослабел пред всеми врагами моими. – Отойдите от меня все делающие беззаконие, ибо услышал Господь плач мой! Услышал Господь мою молитвы. Господь принял мою молитву. Да ужаснутся[7] и обессилят враги мои! Да вернутся в ужасе скоро.
7. В церковнославянском тексте: «Да постыдятся!». В наше время можно подумать, что эти слова означают: «Пусть им станет стыдно, пусть их мучают угрызения совести, они покраснеют от стыда» и т.п. Но если обратиться к происхождению слова «стыд», то можно заметить, что в его основе лежит слово «студ, холод». Как, например, в: Пс. 88: «облиял еси его студом», или Пс. 131: «враги его облеку студом». Очевидно, что имеется в виду тот холод, который подразумевается во фразе «похолодеть от ужаса». По этой причине в приводимых цитатах мы заменили «Да постыдятся!» на «Да ужаснутся!», и «Да постыдятся и посрамятся» на «Да ужаснутся и опозорятся!».
Господи, Боже мой, на тебя надеюсь! Спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не похитит враг, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя. Господи, Боже мой, если сотворил я что-то, если привык творить несправедливость, если отплатил злом, пусть тогда упаду истощенным от врагов моих, пусть враг заберет мою душу, догонит и втопчет в землю мою жизнь, а славу мою превратит в пыль. … Вот он – загорелся несправедливостью, начал со злобы и сотворил беззаконие, вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал. Обратится злоба его на голову его, и на темя его несправедливость его сойдет…
…Помилуй меня, Господи! Посмотри, на унижение мое от врагов моих! … Тонут народы в пагубе, которую сотворили, в сети, которую скрыли, увязла нога их. … Когда возвышается нечестивый[8] возгорается нищий, вязнут они в замыслах, которые обдумывают. Ибо хвалим грешник за похоти души своей, и обидчик одобряется. … [Грешник] над всеми врагами своими господствует. … Уста его полны проклятий, желчи и приказаний, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его следят за нищими. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логове своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, поймав его сетью своею…
8. Нечестивый – не чествующий бога, безбожник.
…Грешники натянули лук, приготовили в колчане стрелы, чтобы стрелять во тьме в тех, кто справедлив в сердце своем…
Спаси меня, Господи! Мало стало справедливых, мало стало истины в сынах человеческих. Суетное говорит каждый ближнему (доверчивому) своему. В сердце – уста, желающие приказывать, и от сердце говорят злое…
…Разве не понимают все, творящие беззаконие, поедающие людей моих как хлеб?...
…Сохрани меня, Господи, как зеницу oка, под покровом крыла твоего укрой меня от нечестивых окруживших меня. Враги мои душу мою одержали, они наполнились жиром, уста их говорят высокомерно. Гонители мои ныне окружили меня, глаза свои устремили, чтобы свалить на землю. Подстерегли меня, словно готовый наброситься лев, или словно подкрадывающийся львенок. Восстань, Господи, упреди их и воспрепятствуй им. … Господи, … сокровенными Твоими наполнилось чрево их, они напитали сынов, и оставили остатки своим младенцам…
…Окружило меня множество тельцов, тучные быки обступили меня. Открывают на меня пасть свою, словно лев, хватающий и рычащий. Я растекся как вода, рассыпались все кости мои, сердце мое стало как тающий воск в чреве моем. Сила моя иссохла как черепок, язык прилип к гортани, и Ты свел меня до смертного праха. Ибо окружило меня множество псов, и сонм злодеев обступил меня, пронзили руки мои и ноги мои, пересчитали все мои кости, сами же смотрели презрительно на меня. Разделили ризы мои себе и об одежде моей метали жребий. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от меня! Услышь просьбу мою о защите! Избавь от оружия душу мою и от псов единственную мою. Спаси меня от пасти львов и от рогов единорогов мое смирение…
…Когда стали приближаться ко мне злобствующие, чтобы съесть плоть мою, оскорбители мои и враги мои – они изнемогли и пали. Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое, если восстанет на меня брань – на Него я уповаю…
…Помилуй меня, Господи, ибо скорблю! Помутились от ярости очи мои, душа моя и утроба моя. Ибо исчезает в тоске жизнь моя, годы мои в воздыханиях. Обессилел я, и кости мои подкосились. От всех врагов моих испытал поношение, в особенности от соседа моего и страшным стал для знакомых моих: видящие меня вон бежали от меня. Был забыт, будто умер в сердцах их, был как разбитый сосуд. Ибо слышал хулу от многих живущих рядом, когда все они вместе собирались, совещались исторгнуть мою душу…
Блаженны[9] те, коим отпущены беззакония, и коих покрыты грехи. Блажен муж, которому Господь не вменит греха, и в устах которого нет приказаний. Я умолчал, и ослабели кости мои от вседневного призыва моего. Ибо день и ночь тяготела на мне рука Твоя, я сделался страдальцем, пока вонзен в меня терн. Беззаконие мое я сознал, и греха моего я не скрыл. Сказал: «исповедаюсь Господу в беззаконии моем», и Ты оставил нечестие сердца моего. … Многие раны грешному; уповающего же на Господа милость Его окружит…
9. Блаженный – тот, кто получает блага, и чей жизненный путь удачен. Слово «блаженный» не означает: «тот, кто испытывает блаженство».
Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и выстави его против гонителей моих, скажи душе моей: «Я – спасение твое!». Да ужаснутся и опозорятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и ужаснутся замышляющие мне зло. … Восстали на меня неправедные свидетели, спрашивали меня о том, чего я и не знал. Воздали мне злом за добро и бесчадием – душе моей[10]. Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал, подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня бичующие, а я (и) не знал, разделились, но не смягчились. Искушали меня, дразнили меня, скрежетали на меня зубами своими. … Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня без причины и перемигивающиеся. Ибо мне говорили они мирное, но во гневе подчинить помышляли. Раскрыли на меня уста свои, говорили: «Вот оно благо! Вот оно благо! Перед глазами нашими![11]»…
10. Бесчадие – отсутствие детей, отсутствие потомства. «Душа» – животное тело, см. примечание выше.
11. Церковнославянское «Благо же, благо же!» («Вот оно благо!»). В Псалтири слово «благо» часто означает материальное добро. Для хищника благом является его добыча. В Пс. 4 в ответ на призыв отказаться от греха – «многие говорят: Кто [же] даст нам благо?». Слова «Вот оно благо!» следует понимать как слова грабителя или хищника, увидевшего потенциальную жертву или наживу. Ниже в Пс. 39. «Да ужаснутся говорящие (обо) мне: «Вот оно благо!».
…Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, умертвить правых сердцем. … Грешник подсматривает за праведником и ищет, как бы умертвить его…
…Сердце мое смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет у меня. Друзья мои и те, кому я доверял, против меня приблизились и встали[12]. И ближние мои вдали от меня встали. Ищущие душу мою лезли вперед, и ищущие мне зла говорили суетное, и любящий командовать весь день поучал меня. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа…
12. Встали – угрожающе встали.
…Да убоятся и опозорятся все ищущие душу мою чтобы изъять ее, да возвратятся вспять и убоятся желающие мне зла. Да ужаснутся скоро говорящие (обо) мне: «Вот оно благо! Вот оно благо!»…
…Враги мои сказали о мне злое: «Когда он умрет и погибнет имя его?» И если кто приходил видеть меня, сердце его говорило суетное, он собирал беззаконие в себе. А когда выходил он, то сговаривались вместе. Против меня шептались все враги мои, против меня замышляли зло. Слово законопреступное составили на меня: «Ужели лежащий снова восстанет?» Даже человек дружный со мною, на которого я надеялся, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту…
…Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Ко мне самом душа моя смутилась[13], посему я буду воспоминать о Тебе с земли Иорданской и Ермона, от горы Малой…
13. «Ко мне самом душа моя смутилась» - животная душа в страхе прижалась к моему «я».
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тебе одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда Ты будешь судить…
Что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие во весь день, Несправедливость задумал язык твой: твои повеления – как изостренная бритва. Ты полюбил зло более, чем добро, говорить несправедливое более, чем справедливое. Ты полюбил всякие гибельные речи, язык повелительный…
…Восскорбел я в печали моей и смутился от голоса врага и от притеснения грешника, ибо они возвели на меня беззаконие и во гневе враждовали со мною. Сердце мое затрепетало во мне, и боязнь смерти напала на меня, страх и трепет нашел на меня, и покрыла меня тьма. И я сказал: кто даст мне крылья, как у голубя, и полечу и успокоюсь? Вот, я убежал и водворился в пустыне. Ожидал я Бога, спасающего меня, от малодушия и от бури. Потопи их, Господи, и раздели языки их, ибо я видел беззаконие и распрю в городе. Днем и ночью ходят они кругом по стенам его, беззаконие и страдание посреди него и несправедливость. И не исчезают с площадей его лихва и приказания. Если бы враг поносил меня, я перетерпел бы это, и, если бы ненавидящий меня превозносился надо мною, я укрылся бы от него. Но ты – такой же человек, владыка мой и знакомый мой, ты, который вместе со мною наслаждался пищей, с которым мы ходили в дом Божий как единомышленники…
Помилуй меня, Боже, ибо сокрушил меня человек, нападая всякий день, он угнетал меня. Унижают меня враги мои всякий день, ибо много враждующих со мною надменно…
…Сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч…
Если вы истинно справедливо говорите, то по справедливости и судите, сыны человеческие. Ибо в сердце беззаконие составляете на земле: неправду руки ваши сплетают. Удалились грешники с самого рождения, заблудились от чрева матери, говорили ложь. Ярость их подобна змеиной, как у аспида глухого и затыкающего уши свои, который не слушает голоса заклинателей, когда, подвергаясь заклинанию, заклинается заклинателем искусным…
Избавь меня, Боже, от врагов моих и от восстающих на меня освободи меня. Избавь меня от совершающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня. Ибо вот, они уловили душу мою: напали на меня сильные, не за беззаконие мое и не за грех мой, Господи! Не совершая беззаконий, я жил и творил. Восстань на помощь мне и воззри! И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, прислушайся и посети все народы, да не помилуешь всех, совершающих беззаконие. К вечеру они возвратятся, голодные, как пес, и будут ходить вокруг города. Вот они будут отвечать устами своими, а в устах их меч. Думают они: «Кто слышит?»…
…Доколе будете налегать на человека? Все вы убиваете его, подобно наклоненной стене и упавшей загороди. Даже честь мою замыслили низринуть, жадно спешили: устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали…
Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. Укрой меня от скопища злобствующих, от собрания делающих неправду, Которые изострили, как меч, язык свой, натянули лук свой (совершить) худое дело: чтобы стрелять тайно в непорочного. Внезапно подстрелят его и не убоятся. Они дали себе слово злое: согласились скрытно поставить сеть, сказали: «Кто увидит их?». Изыскивали беззаконие, изнемогали, составляя изыскания. Подойдет (такой) человек, и сердце (у него) глубоко (сокрыто)…
Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубокой тине и не на чем стать; вошел во глубины морские, и бурное волнение потопило меня. Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои, ожидая (помощи от) Бога моего. Ненавидящих меня без причины становится больше, чем волос на голове моей, укрепились враги мои, преследующие меня несправедливо: чего я не отнимал, то должен отдать…
Боже! Поспеши на помощь мне, Господи! Не замедли помочь мне. Да ужаснутся и опозорятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и ужаснутся желающие мне зла! Скоро да возвратятся вспять в страхе говорящие (обо) мне: «Вот оно благо! Вот оно благо!»…
…Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать крепость моя, не оставь меня! Ибо враги мои говорили мне и подстерегающие душу мою совещались вместе, Говоря: «Бог оставил его, преследуйте и возьмите его, ибо нет (у него) Избавителя»…
…Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли. Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой. От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим. Я уподобился неясыти пустынной, стал, как ночной ворон на развалине. Не спал я, и был, как птица одинокая на кровле. Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие меня мною клялись. Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами от гнева Твоего и ярости Твоей. Ибо Ты, поднявши, низверг меня…
Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста приказывающего открылись на меня, говорили на меня языком приказаний. И словами ненависти окружили меня, и вооружились на меня без вины (моей). Вместо того, чтобы любить меня, они ополчились на меня, когда я просил. И решили воздать мне злом за добро и ненавистью за любовь мою…
Удали меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня. Помыслили они несправедливость в сердце, всякий день готовились к брани. Изощряли язык свой, как змеиный: яд аспидов в устах их. Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей несправедливых избавь меня, которые задумали запнуть стопы мои. Скрыли гордые сеть для меня и петли, раскинули сеть для ног моих. Поставили мне западни по дороге…
Многие псалмы построены по схеме: Страдания от бед – Молитва – Помощь Господа – Хвалы Господу. Страдания от бед, которые испытывает рассказчик, описаны в псалмах общими словами: «смерть», «болезнь», «нищета». Иногда используются чуть боле подробные словосочетания. Псалмы не опускаются до подробных историй о том, как конкретный враг возгорелся ненавистью, захотел убить, вынашивал план, подстерег, напал и т.д. Типичные выражения, это: «муки адские постигли меня, скорбь и мучения я встретил» (114), или: «Ты спас от нужд душу мою и не оставил меня в руках врагов, поставил на просторе ноги мои» (30). Так же абстрактно описаны действующие лица псалмов – это просто «грешники» без уточнения грехов, либо «праведники» и т.д. Благодаря использованию общих слов, псалмы становятся применимы к личному опыту многих людей[14].
14. В наше время методика «общих слов» используется в эриксоновском гипнозе на этапе ведения пациента в его воспоминаниях, что позволяет пробудить у пациентов веру в себя и настроить их подсознание на решение определенных проблем. См. например: Гинзбург М, Яковлева Э. Эриксоновский гипноз: систематический курс. М: Класс, 2015
Из-за использования общих слов, текст Псалтири нельзя назвать образным – его при чтении трудно визуализировать – представить абстрактного грешника или абстрактную скорбь и т.д. Текст Псалтири нельзя признать и символическим, а это важно, так как приемы символизма часто используется в разных религиях и в магии. Конечно, образы и символы в Псалтири есть, например, в Пс. 1: «дерево у водного потока» или «пыль на ветру», но в целом они встречаются довольно редко.
Псалтирь называют поэтическим произведением, но это не совсем так. Формально поэзией называют способ организации речи с привнесением в нее ритмики. Если ограничиться одной лишь ритмикой, то можно согласиться с тем, что псалмы это – поэзия, так как в них используется множество соответствующих приемов: определенный ритм, параллелизмы, рефрены, акростих и др. (имеется в виду текст на древнееврейском языке). Но наряду с этим слово «поэзия» часто употребляется в переносном смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого. И в этом смысле псалмы трудно назвать поэзией, из-за отсутствия образности и метафоричности. Однако ритмы и рифмы выполняют другую задачу – они облегчают запоминания текста.
Давид – это лицо, от имени которого ведется повествование. Хотя, широко известно, что не все псалмы написаны тем Давидом, о котором идет речь в книгах Царств. Иногда в псалмах упоминается царь Давид, но о нем говорится как о третьем лице. Возникает впечатление, что надписания псалмов сделаны именно потому, что иначе их нельзя привязать к конкретным событиям, связанных с царем Давидом.
На основе высказываний Давида о себе складывается образ, который отличается от образа царя. Давид говорит, что он нищ и убог (85, 108), его покинули отец и мать (26), сам он рожден в грехе (50). Он ведет одинокую жизнь, не упоминаются его родственники, дети, домашние[15]. Иногда в псалмах упоминаются «братья», но это слово имеет такое же значение, как и в Пятикнижии вообще – «братьями» называются чьи-либо соплеменники.
15. Исключением, пожалуй, является Пс. 100.
Непонятно занятие или профессия Давида. Часто он говорит, что он странствует, будто он бродячий проповедник, бродячий музыкант или торговец: «сохраню пути моя» (38), «ибо я странник у Тебя и пришлец, как и все oтцы мои» (38), «пришлец я на на земле» (118). Хотя упоминаемый «путь» может рассматриваться и как жизненный путь или образ жизни, особенно в Пс. 118. У Давида много врагов, которые стремятся его убить: грешники, нечестивые, гордые. Друзей, которые могут заступиться, у Давида нет, но есть сочувствующие: праведники, нищие и убогие и некий «царь».
Отличие образа автора псалмов, от образа царя Давида заставляет вспомнить следующий эпизод из книги Царств. После неподобающего поведения Саула Бог сообщает первосвященнику Самуилу, что он выберет Израилю другого царя. В поисках нового царя Самуил заходит в село и находит там молодого юношу пастуха Давида, которого он помазывает. На Саула же Бог насылает «злого духа», который его мучает. В чем заключатся мучения Саула не сказано, Иосиф Флавий[16] писал, что злой дух его душил, но мы допускаем, что злой дух мог вызывать депрессию или манию преследования. Облегчение у Саула вызывало слушание игры на псалтири (арфе). Поэтому Саул призвал к себе музыкантов, среди которых был и молодой Давид, который хорошо играл на псалтири и, по словам Иосифа Флавия, хорошо пел. Можно предположить, что Давид находился при Сауле постоянно, так как невозможно было предвидеть, когда нападет злой дух. Проходит время. На израильтян идут войной филистимляне, во главе которых стоит великан Голиаф. В войско израильтян навестить своих братьев приезжает пастух Давид. Давид побеждает Голиафа. Победителя Давида подводят к царю, и неожиданно Саул спрашивает: «Чей ты сын, юноша?» (1 Цар. 17:28). Хотя, он должен хорошо знать Давида, ведь Давид своей игрой, и пением облегчает его страдания[17]. С этого момента начинается новая жизнь Давида, он становится царем, его помазывают на царство (второй раз) и т.д. Поэтому при чтении Библии возникает ощущение, что было два Давида. Первый Давид хорошо играл на псалтири, хорошо пел, и слагал стихи. Возможно, эти стихи от первого лица описывали страдания Саула, и часть их перешло в псалмы. Другой Давид стал царем, но его жизнь была настолько полна событий, что трудно предположить, что в ней оставалось место для того, чтобы слагать псалмы и петь их. Да и характер царя Давида, описанный в книгах царств, не соответствует характеру Давида псалмопевца, достаточно вспомнить месть царя Давида Семею (3 Цар. 2:8-9) – поступок, который трудно назвать поступком кроткого праведника.
16. Иосиф Флавий, «Иудейские древности»
17. Комментаторы Библии пытаясь объяснить это недоразумение, пишут, что Саул хотел сказать: «Да кто ты такой!», имея в виду низкое происхождение Давида.
За помощью в борьбе со своими врагами Давид обращается к Господу. Напомним о разнице между словами «Бог» и «Господь». В священных писаниях разных религий, в том числе в Библии, предполагается, что читатель заранее знает, что такое «бог». Бог – это всемогущее существо, которое при определенных условиях может помочь человеку. Когда Давид говорит: «Господь Бог мой», он имеет в виду, что Господь (это имя бога) является всемогущим помощником Давида. Господь – это бог Ветхого Завета, который сотворил мир, создал человека и который наказывает или поощряет людей за их поступки. Если рассматривать еврейский текст Псалтири, то Давид обращается к Богу по личному имени יהוה (тетраграмматон, одно из его произношений – Яхве), которое по традиции записывается как «Господь»[18]. Как мы указывали ранее, примерно четверть текста Псалтири составляют молитвы Давида к Господу с просьбами о спасении и заступничестве, и около половины текста – хвалы за помощь, справедливость и т.д. Господь спасает Давида от врагов, устраивает их поражение, избавляет из ям, сетей, глубин, скрывает его в своем граде. Враги обращаются в бегство, их охватывает ужас (слав. студ, стыд), их грех остается неочищенным.
18. По одной из версий имя Господа было убрано для того, чтобы его не могли использовать в магии.
В Псалтири грешник – это человек, стремящийся или предрасположенный совершить грех или преступление, а не только человек, совершивший греховный поступок. Грешник, как правило, хочет убить Давида, или праведника или просто нищего и убогого. Почти всюду грешники ненавидят Давида. Мотивы этой вражды не совсем ясны. Можно предположить, что причиной ненависти является желание Давида жить по закону Господа, соблюдая Его заповеди и поучения. Иными словами, Давид желает быть праведником, а между праведниками и грешниками идет экзистенциальная борьба: «смотрит грешный на праведного и ищет как умертвить его» (36), но «праведники наследуют землю и вселятся в век века на ней» (36). По-видимому, грешниками являются сильные мира сего, которые могут приобрести блага, просто отобрав их у слабых с помощью силы и колдовства. Но закон Господень направлен на построение справедливого мира, и лишает сильных их влияния, поэтому они вынуждены вступить в борьбу со сторонниками закона, то есть с праведниками. В Пс. 72 о грешниках говорится как об отдельной группе людей: «нет позора в смерти их и продолжительности в страданиях их; в трудах людей не участвуют и наравне с людьми не страдают. Посему овладела ими гордость совершенно; оделись они в несправедливость и нечестие своё. Исходит как из тука их несправедливость; ходят они по любви сердца».
Неугодное Господу поведение, приносящее страдания праведникам, проявляют гордые. «Гордые до крайности преступали закон» (118), «Да не подойдет ко мне нога гордого» (35). В псалмах неоднократно говорится о наказании гордых: «Ты смирил, как раненого, гордого» (88), «Ты людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь» (17). Возможно, слово «гордый» имеет тот же корень, что и слово «горний», то есть «верхний», и означает: «высокомерный», считающий себя выше других и с презрением относящийся к ним. Слово «гордый» иногда употребляется в описании взгляда: «очи гордых» (17), «гордый оком» (100). Если грешники стремятся уничтожить своих оппонентов, то гордые и льстивые стремятся подчинить их себе, выражаясь современным языком, манипулируют ими.
Наряду с грешниками в Псалтири упоминаются нечестивые. К ним относятся те, кто не признает или не уважает, «не чествует» Бога. Нечестивые – это более широкий круг людей, включающих в себя грешников.
Методы, которыми действуют грешники – это убийства, преследование людей, расстановка ловушек, ложь, колдовство.
Убийства. О стремлении грешников убивать говорилось выше. Приведем еще несколько цитат: «Сидит он в засаде, в тайниках с богатыми, чтобы убить невинного» (9), «Мечь извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, умертвить правых сердцем» (36), «Грешник подсматривает за праведником и ищет как умертвить его» (36).
Ловушки. В охоте на людей грешники используют сети, силки, ямы, рвы: «Вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал» (7), «Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею» (9), «Они приготовили сеть ногам моим, и стеснили душу мою, выкопали пред лицем моим яму» (56). Все мы знакомы с выражением «не рой другому яму», но мало кто задумывался, имеет ли смысл копать яму в земле для того, чтобы поймать конкретного человека. Скорее всего, либо рытьё ям используется как образное сравнение, либо имеются в виду какие-то формы колдовства, ограничивающие волю жертвы.
Ложь. Для выражения обмана в Псалтири используются два термина: ложь и лесть. В отличие от современного языка, где лестью называют излишние комплименты, здесь лестью называется целенаправленная продуманная ложь[19]. Цитаты с упоминаниями лести: «Слова уст его – беззаконие и лесть» (35), «Блажен муж, которому не вменит Господь греха, и в устах коего нет лести» (31), «Как бритву острую сотворил лесть» (51), «Уста грешника и уста льстивого открылись против меня, говорили на меня языком льстивым» (108).
19. Слово «ложь» имеет в Псалтири самостоятельное значение. Часто оно означает неправильное (ложное) принятое решение, ведущее к поражению: «Ложь конь во спасение» (32). Понятие «лжи» имеет общий смысл с понятием «суеты», то есть напрасной работы: «Суетно спасение человеческое» (59, 107).
Грехом мы обычно называем действие, которое нарушает религиозные заповеди и нормы. В Псалтири грех обладает свойством пятна на душе, которое можно очистить, прикрыть или смыть. «Господи, очисть грех мой, ибо он велик» (24), «Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои» (24), «По множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня» (50), «Господи, избави нас и очисти грехи наши» (78), «Беззаконие мое я познал и греха моего не покрыл» (31), «Отпустил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи их» (84).
Пятно греха похоже на объект, который прилипает к человеческой душе. Грех не возникает сам по себе, но, как объект, откуда-то берется, и куда-то передается. В Псалтири есть намеки на то, что действия грешника приводят не только к какому-то ущербу потерпевшего, но и к заражению грехом. В этом смысле грех можно сравнить со злобой или желанием мести, так как действия грешника (нанесение ран), вызывают ответную злобу или желание мести. Таким образом, пострадавший от грешника сам становится грешником, а раны, как ни странно, становятся символом греховной заразы.
В Псалтири упоминаются клятвы, проклятия, клевета. Очевидно, считалось, что эти формы речи обладают магической силой. Вот, например, цитаты с упоминаниями магической речи: «Да постыдятся и изчезнут оклеветающие душу мою» (70), «И возлюбил он проклятие, и постигнет его» (108), «Ибо сидели князья и на меня клеветали» (118), «И он проклял меня идолами своими» (151). Сейчас странно звучат слова из Пс. 118 «сидели князья и на меня клеветали», будто князья совместно сочиняли клевету на автора псалмов. Но если предположить, что «клеветать» на самом деле означало «проклинать», то сказанное становится понятым.
Праведник – этот тот, кто живет согласно заповедям и закону Господа. Само слово «праведник» является однокоренным со словами «справедливость» и «право» (закон). В латинской Псалтири слово justus (праведный) также является однокоренным с justitia (справедливость, правосудие). Праведники в Псалтири противопоставляются грешникам. Сами праведники не борются с грешниками, предоставив возмездие Господу. «Грешник подсматривает за праведником и ищет как умертвить его» (36). «Спасение же праведных от Господа, и защитник их Он во время скорби; и поможет им Господь, и избавит их, и изымет их от грешников и спасет их» (36). Важно то, что в противостоянии грешников с праведниками грешники должны истребиться: «Праведники же наследуют землю и вселятся в век века на ней» (36), «Да изгладятся из книги живых, и с праведными да не напишутся» (68). Возможно, этим объясняется ненависть грешников к праведникам и к Давиду.
Тогда как заповеди Ветхого Завета содержат запреты на совершение греховных поступков, заповеди Нового Завета (заповеди блаженства) содержат указания на то, что делать: творить добро (благо) ближним. В этом смысле Псалтирь близка к Новому Завету – в ней многократно утверждается, что Господь благ (творит добро): «Исповедайтесь Господу, яко благ, яко в век милость Его» (105 и др.). Давид и праведники стремятся делать благо другим: «Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает» (36), «Уклонись от зла и сотвори благо» (33). Нечестивые же уклоняются от делания блага: «Нет делающего добро, нет ни одного» (13), «Возлюбил зло более чем добро» (51). Они воздают за добро злом: «Воздали мне злом за добро» (34), и преследуют творящих благо: «Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, так как я следовал добру» (37).
Язычники (народы) представляют собой колеблющуюся массу: «Зачем волнуются народы» (2). Но язычники могут принять закон Господа: «Будут вспоминать и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред ним все племена народов, ибо Господне царство, и Он обладает народами» (21), «Блажен народ, у которого Господь есть Бог его» (32). Этот взгляд отличается от общего отношения к язычникам в Ветхом завете, где стремление обратить в веру в Господа (прозелитизм) не распространяется на другие народы. В этом отношении Псалтирь близка даже не к Новому Завету («Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» Мф. 15:24), а к христианству «где нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3:11).
Остается открытым вопрос, где происходят события, описанные в Псалтири: в реальном мире, в духовном мире или в каком-то другом. Мы неоднократно говорили, что описанный мир отличается от реального: Давид живет жизнью, оторванной от человеческих забот, его враги обладают необыкновенной злобой, коварством и жестокостью – это похоже на миф или сказку. Некоторые комментаторы считают, что события Псалтири происходят в духовном мире (мире духов), а современный читатель знакомый с оккультизмом, сказал бы что эти события происходят на нижнем уровне астрального плана. Но существа духовного или астральных миров не могут умереть, а автор псалмов живет под постоянной угрозой смерти и просит Господа спасти его.
С нашей точки зрения события, описываемые в Псалтири, соответствуют миру идей или концептуальному миру. Фактически, Псалтирь с ее молитвами является инструментом воплощения мира идей или инструментом программирования человеческого общества в соответствии с тем, что называется Законом Божьим. Молитвы и хваления (то есть просьбы о продолжении Божьего влияния) читаются членами церкви, и они воплощаются через обращение к Богу или напрямую. В наше время Псалтирь занимает умы людей гораздо меньше, чем это было несколько веков назад. Но интересно вспомнить советскую атеистическую культуру. Там в песнях, маршах и стихах присутствовали славословия партии, государству, армии и вождям. Были и просьбы (молитвы), но они были не о благе человека, а о благе партии, государства и т.д. Сейчас умами правят средства массовой информации (они сообщают, о чем надо беспокоиться), социальные сети и эстрада. Но, очевидно, те, кто за ними стоят или «сильные мира», так же, как и в советское время, используют методы и приемы Псалтири.